П`ятниця, 19.04.2024, 23:05
Вітаю Вас Гість | RSS

Сайт Дігтярівського навчально-виховного комплексу

Бегущая строка
Сайт існує
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Методична робота

Головна » Файли » Методична скарбничка

Как подготовить учащихся к олимпиаде по русскому языку
[ Викачати з сервера (77.9 Kb) ] 26.12.2015, 07:29
Как подготовить учеников к олимпиаде по русскому языку?
Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в "большой жизни": любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.
В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:
элементы развития речи на уроках русского языка;
использование словарей и справочников;
литературные композиции;
конкурсы и викторины;
олимпиады.
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками начинаю еще в 5 классе на уроках русского языка, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся. Индивидуально занимаюсь с одарёнными детьми. Занятия провожу по мере возможности.
Особенности работы по некоторым разделам русского языка
Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "кухонный" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде стараюсь уделять этому большое внимания.
Данную работу провожу следующим образом:
Часто на уроках практикую орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
Развиваю навыки работы с орфоэпическими словариками, справочниками.
Стараюсь активно использовать слова, вызывающие затруднения в произношении включать их в тексты, предложения.
При подготовке к олимпиаде использую такие задания:
Расставить ударения в словах.
Расположить слова по алфавиту.
Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).
Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
Пример одного из заданий
Расставьте ударения в выделенных словах:
Сливовое варенье, сделать красивее, прочный кремень, первый квартал, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, избалованный всеобщим вниманием, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда, формировать умения.
Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (человек в футляре) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.
Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы различных конкурсов по фразеологии.
Вот некоторые примеры:
1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:
В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).
Клевать носом (Дремать, опустив голову).
Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).
2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.
(Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д.)
3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:
Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе).
Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
Интересно поработать над следующими заданиями:
История буквы ять.
Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.
История букв Ё и Э.
Фонетические старославянизмы.
Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).
Историзмы и архаизмы.
И другие темы.
Примеры заданий:
1. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?
Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.
2. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).
3. В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.
В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Осенний лес", "Может ли компьютер вытеснить книгу?", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие.
Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.
Категорія: Методична скарбничка | Додав: annet
Переглядів: 597 | Завантажень: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Вхід на сайт
Пошук
Годинник

Copyright MyCorp © 2024
uCoz